Банковская гарантия – это услуга, позволяющая предприятиям эффективно взаимодействовать и максимально снизить при этом риски. Их банк берет на себя. Речь может идти о заключении договора после проведения тендера, выполнении всех условий договора, о возврате авансового платежа. В данном случае банк выступает посредником, которому доверяют обе стороны сделки. ConcordBank подготовил ответы на вопросы, которые чаще всего задают в связи с этой услугой.
Когда возникла банковская гарантия и кто чаще всего ею пользуется?
Банковская гарантия возникла практически одновременно с банками. Негоцианты Генуи и Венеции эпохи Возрождения, их коллеги в Амстердаме и Генте использовали гарантии известных торговых домов при налаживании новых связей.
В Украине особое распространение банковская гарантия получила в 2016 году, после вступления в силу Закона «О госзакупках», согласно которому большая часть договоров с государственными органами и местными советами осуществляется в результате тендеров, проведенных в системе ProZorro и предполагает обязательные тендерные гарантии. Их выдавали как банки, так и страховые компании. Но постепенно из-за более жесткой регламентации работы банков, заказчики стали все чаще прописывать в условиях обязательную банковскую гарантию.
«ConcordBank начал оказывать эту услугу в 2016 году в ответ на спроса на тендерные гарантии у наших клиентов. С тех пор мы прогарантировали сделок более чем на 3 млрд грн. Самая большая выплата гарантии банком составила 17 млн грн», - говорит председатель правления ConcordBank Юрий Задоя.
ConcordBank помимо тендерной гарантии предлагает гарантии для туроператоров, гарантию выполнения контрактных обязательств и другие виды банковских гарантий.
Кто может воспользоваться услугой банковской гарантии?
По словам Юрия Задои, ограничений нет. Но важно понимать, что процесс принятия решения о предоставлении банковской гарантии во многом похож на принятие решения по выдаче кредита. Эксперты банка выясняют, насколько участники сделки в состоянии выполнить свои обязательства. И если риски слишком высоки, банк может отказать в предоставлении гарантии.
Всегда ли происходит выплата банковской гарантии?
Бывают ситуации, когда клиенты: заказчик либо исполнитель – ведут себя не вполне в рамках закона. В этом случае банк может поставить вопрос о правомерности проведения тендера, о признаках мошенничества или недобросовестного поведения сторон . Рассмотрение правомерности выплат может вестись как в рамках переговоров, так и в суде согласно условий договоров и действующего законодательства.
«Это не значит, что банк отказываться оплачивать гарантию. Это значит, что банк стремится к четкому соблюдению законодательства Украины и норм договоров. В случае разногласий банк готов выполнить окончательное решение суда, каким бы оно ни было. К счастью, подобные ситуации возникают исключительно редко», - сказал Юрий Задоя.
Как воспользоваться услугой банковской гарантии?
Воспользоваться этой услугой можно либо оставив заявку на сайте, либо обратившись в Департамент документальных операций ConcordBank по телефону: +38 (073) 443 0227.